Три дня вдвоем на Кругобайкалке (лирический фотоотчет)
Затерявшись в осени... (80 км)
Мыс "Ежик" (96 км)
Восход на Киркирее (123 км)
Вообще-то я был один… Второй была осень. Она неотступно следовала за мной и то щедро одаривала ярким солнцем и непередаваемыми осенними красками, то хмурилась и овевала прохладой от лежащего у самых ног Байкала. За эти дни легкие облака много раз сменялись тяжелыми тучами, но осень была ко мне добра и накрыла дождем и мокрым снегом только в конечной точке маршрута – на станции Темная Падь…
Осень вообще располагает к лирике, и не только поэтов и художников. Эти яркие краски, которые совсем скоро на долгие месяцы сменятся унылым бесцветным пейзажем, эта переменчивость погоды, эта неуловимая грусть...
Поэтому будем считать этот материал опытом в жанре лирического фотоотчета.
Пройти всю Кругобайкалку я мечтал давно, наверное, уже лет десять. Но другие, более дальние путешествия, никак не оставляли для этого времени. А здесь ведь рядом, почти дома, кажется – всегда успею. Отдельные участки я и раньше проходил пешком, другие – проплывал на байдарке. Теперь же решил пройти ее всю, выбрав самый логичный вариант: от порта Байкал до Слюдянки. Это, конечно, программа-максимум: ведь я собираюсь не просто пройти почти 90 километров по шпалам, но и записать трек маршрута с координатами всех наиболее интересных точек, а также сделать фото многочисленных искусственных сооружений Кругобайкалки туннелей, галерей, мостов на фоне яркой осенней природы.
Пойду я хорошо вооруженным: беру с собой книгу В. Брянского «Там, где начинается Байкал» (в ней подробно, по километрам, расписан маршрут) и распечатку данных о туннелях и галереях Кругобайкалки, взятых на сайте http://kbzd.irk.ru. Это что касается информационного обеспечения. Кроме того, у меня с собой фотоаппарат «Canon» с универсальным объективом и двумя запасными аккумуляторами, GPS-навигатор, газовая горелка с парой баллонов, двухместная палатка и теплый спальник (люблю комфорт в походе). Все уже упаковано в рюкзак и ждет своего часа.
Сижу на работе, слежу за прогнозом. Вот, наконец, обещают три дня хорошей погоды, а затем похолодание и снег. Срочно беру отпуск на эти самые дни и вот уже утром еду первым рейсовым автобусом в Листвянку.
Наш автобус долго петляет по городу, пробираясь сквозь утренние заторы на улицах. Наконец, выбираемся на трассу. Не успев разогнаться, водитель сворачивает на автозаправку. Еще минут десять потеряно. Ну вот все, едем дальше.
Погода пока не радует: пасмурно, временами моросит мелкий дождик, видимость близка к нулю – для фотопутешествия не самые блестящие условия. Но ближе к Байкалу облачность поднимается и я успеваю увидеть, как отчалил мой паром – спасибо нашему тормозному водителю!
Выхожу из автобуса на остановке у Лимнологического музея, спускаюсь к причалу, от которого всего несколько минут назад отошел паром. Главное – спокойствие, как говорил Карлсон. Спокойствию очень помогает завтрак. Располагаюсь прямо на причале. Минут через десять, запив минералкой пару бутербродов, ясно вижу, как прекрасна жизнь. Сквозь тучи пробилось солнце, освещая такой близкий и недоступный противоположный берег Ангары. Посреди реки застыли несколько рыбацких лодок. Вот одна из них, взревев мотором, быстро уходит к порту Байкал.
Впереди - порт Байкал
Позади - Листвянка
Не торопясь иду вдоль берега, через несколько минут упираюсь в ограждение насосной станции. Рядом стоят несколько лодок, правда, без моторов. Вышедший из здания насосной человек лет тридцати спрашивает, что мне нужно.
– Мне надо на тот берег. Как можно туда попасть?
– На пароме. Но он уже ушел.
– Вижу. А следующий когда будет?
– Летом иногда ходит вторым рейсом в 16 часов. А сейчас, может, и вовсе не пойдет – не сезон, пассажиров мало.
После небольшой паузы добавляет:
– Можно на лодке переправиться, но это будет дорого.
– Сколько?
– Пятьсот.
По привычке пытаюсь торговаться. Но мой собеседник говорит, что повезет не сам, ему нужно вызвать какого-то знакомого, если тот, конечно, сейчас дома. «Понятно, – соображаю я, – выручка делится на двоих, тут цену не сбить». Звонит кому-то по мобильнику и сообщает мне:
– Сейчас будет.
Минут через десять подходит катер, я загружаюсь в него и еще через столько же выхожу на причал на противоположном берегу. Катер, сделав крутой вираж, уходит обратно в Листвянку.
Погода окончательно наладилась. Ну, в добрый путь! Ближайшие три дня мне предстоит прошагать по шпалам Кругобайкалки.
Возвращаюсь немного вдоль берега назад – к конечной точке железнодорожного пути. Включаю GPS-навигатор, записываю первую точку и – вперед!
Результаты трехдневной прогулки представлены в этом фотоотчете.
Здесь я не ставил задачу подробного описания пройденного маршрута – лучше, чем в книге Валентина Брянского [1], не напишешь. Я лишь разместил подборку фотографий наиболее интересных мест Кругобайкалки и просто красивых осенних пейзажей и расположил их в порядке прохождения маршрута – от порта Байкал до Старой Ангасолки – с краткими подписями и указанием места съемки. Выборка, разумеется, весьма субъективна, да и условия съемки не всегда были благоприятны, поэтому многое сюда не попало. Много других фотографий, снятых в разные времена года, можно посмотреть в разделе фотоальбома "Байкал/Кругобайкалка".
Общая длина маршрута, составленного по записанным GPS-точкам и приведенного в таблице в конце статьи, составляет 76 километров. Но ведь это всего лишь сумма отрезков прямых линий между соседними точками. На самом деле за три дня я прошагал по шпалам около 82 километров (если судить по треку навигатора). Да плюс к тому еще 4 километра по тропе от Старой Ангасолки до станции Темная Падь.
Места ночевок я старался выбирать так, чтобы была максимальная видимость в обоих направлениях, т.е. на мысах. При этом всегда есть шанс снять неплохие утренние или вечерние кадры. Первая ночевка на Толстом мысе (91 км) благословила меня красивым закатом, а вторая – на мысе Киркирей (123 км) – чудесным восходом солнца.
Вокзал в порту Байкал (72 км)
Паровоз (72 км)
Паром "Бабушкин" (72 км)
На рейде порта (72 км)
Вид в сторону Толстого Мыса (75 км)
Дом (80 км)
Восточный портал 1-го туннеля (82 км)
Вид в сторону порта Байкал (82 км)
Каменная осыпь (84 км)
Четвертый туннель ("Бакланий", 85 км)
Вид из 5-го туннеля на каменную галерею № 2 (87 км)
Озерко. Толстый мыс (91 км)
Толстый мыс (91 км)
Последние мгновения дня...
Вид с Толстого мыса в сторону мыса Половинного (91 км)
Сентябрьская волна (96 км)
На станции Уланово (98 км)
Прогулки под землей.
Подземный ход в туннеле № 9-бис (100 км)
Поселок Шумиха (102 км)
Река Шумиха (102 км)
Мост через Малую Шумиху (103 км)
"Итальянская" стенка (103 км)
Штаб астрофизиков (106 км)
База лаборатории нейтринной астрофизики (106 км)
Дом на 107 километре
На пляже вдвоем... с осенью... Мыс Половинный (109 км)
Самый длинный туннель. Западный портал туннеля № 12 сквозь мыс Половинный (109 км)
Вид на реку Большую Половинную и деревню Половинную с железнодорожного моста (110 км)
В деревне Половинной (110 км)
Паровоз в Половинной (110 км)
Мосты через р. Большую Половинную (110 км)
Вид на мыс Половинный (110 км)
Самый короткий туннель. Западный портал тоннеля сквозь Чайкин утес (туннель № 13 "Чайкинский", 110 км)
Вид на западный портал 15-го туннеля ("Косой Убур") и мост над бухтой (116 км)
Подпорная стенка на 116 км
Станция Маритуй (119 км)
Поселок Маритуй (119 км)
Утро на Киркирее (123 км)
Мостик и беседка в Киркирее (123 км)
Тоннель 18-бис на мысе Киркирей (123 км)
Этюд в овальной раме…
Заброшенный 18-й туннель в Киркирее (123 км)
Подпорная стенка на 129 км
Скальный утес в Шебартуе (130 км)
Шебартуй (130 км)
Опрокинутый мост. Металлический мост в Шебартуе необычного вида (130 км)
Мыс Столбы. Перед западным порталом тоннеля № 25 ("Столбы 1", 131 км)
Туннель № 29 с изменяющимся профилем (133 км)
Вид из 30-го туннеля на 29-й (134 км)
Старинный дом в Шарыжалгае (135 км)
Шарыжалгай (135 км)
Рельсовый автобус РА-2 (135 км)
Осень на Кругобайкалке (139 км)
Бухта в устье реки Большая Крутая Губа (140 км)
Осенний этюд (140 км)
Мотаня выезжает из туннеля № 33 (141 км)
Я – робот! Перед входом в туннель № 33 (141 км)
Служебная матриса ВСЖД у скалы Откол (145 км)
Выставочный центр им. Николая Рериха в деревне Старая Ангасолка (149 км)
GPS-точки на маршруте
Имя точки
Рассто-яние (км)
Длина отрезка пути (м)
Направ-ление
Координаты
Описание точки
1
A001-END
0
N51,87449 E104,81390
Тупик – конечная точка Кругобайкалки в порту Байкал
Станция Старая Ангасолка (у входа в выставочный центр им. Николая Рериха)
Примечания к таблице:
1. В таблице не приводятся абсолютные высоты точек относительно уровня моря, т.к. все они вблизи 460 метров.
2. Расстояние между соседними километровыми столбами в таблице обычно меньше 1000 м, т. к. это расстояние по прямой линии, а на самом деле дорога извилистая. Если расстояние больше 1000 м, то, скорее всего, километрового столбика нет, а табличка с указанием километража прикреплена к ближайшему телеграфному столбу.
Юрий Гуков
Иркутск, октябрь 2009 г.
Обсуждение
Владимир Добровольский
22.06.2012 01:08
Юрий,хорошие у вас фотографии. В порядке обмена-приглашаю на просмотр альбомов КБЖД-08 (я шёл от Старой Ангасолки) и " Большая крутая Губа" в Однокласниках. Владимир Добровольский.
Ответить с цитированием
Гуков Юрий
22.06.2012 10:41
Владимир Добровольский (22.06.2012 01:08):
Юрий,хорошие у вас фотографии. В порядке обмена-приглашаю на просмотр альбомов КБЖД-08 (я шёл от Старой Ангасолки) и " Большая крутая Губа" в Однокласниках. Владимир Добровольский.
Благодарю, Владимир, за оценку моей работы. Обязательно посмотрю Ваши альбомы.
В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.